Сильнее всего россияне ощущают на себе рост цен на продукты. К примеру, после периода снижения цен стоимость тушки бройлера в декабре поднялась сразу на 9% год к году. Причем за неделю рост составил 4%, пишет «Коммерсантъ». Почему продукты продолжают дорожать?
В ноябре 2024 года, как подсчитали аналитики, произошел самый сильный инфляционный всплеск с весны 2002 года. Но в целом вот уже несколько месяцев каждый день мы читаем новости о том, что подорожал очередной продукт. «Бизнес FM» уже обсуждала рост цен на рыбу и икру, подсолнечное и сливочное масло, несколько видов мяса. Продолжать список можно долго.
Очередь дошла и до курицы. Почти год цены на нее держались на одном уровне после роста на десятки процентов прошлой осенью. Но ближе к Новому году поставщики удержаться не смогли.
В последние недели декабря россияне традиционно тратят больше, даже если едят так же, как и всегда. За ростом спроса подтягиваются и цены, указывает владелец частного хозяйства Андрей Овчинников:
Андрей Овчинников владелец частного хозяйства «Если спрос есть, естественно, поднимут цены, потому что спрос под Новый год самый большой. Грубо говоря, вот эти две недели, можно сказать, весну кормят. Бензин, премиксы — все влияет».
Но, разумеется, есть и объективные причины. Отчасти повлиял падающий курс рубля. Потому что яйца для разведения куриц закупают из-за рубежа, рассказывает основатель Petrova 5 Consulting Марина Петрова:
Марина Петрова гендиректор Petrova 5 Consulting «Себестоимость мяса птицы складывается прежде всего из стоимости кормов, в том числе зарубежных премиксов. Также важно понимать, что в отрасли остается высокая импортозависимость от инкубационного яйца. В настоящий момент Минсельхоз сформировал госпрограмму в этой части, но здесь потребуется время. Кроме того, речь идет о технике, оборудовании по всей производственной цепочке. Также на себестоимость влияет рост цен на горюче-смазочные материалы и электроэнергию. Важным аспектом является сложная эпизодическая ситуация по птичьему гриппу, которая может приводить к массовому падежу птицы».
Производители ссылаются и на рост зарплат. В сельхозотрасли за год их пришлось поднять на 20-25%, рассказал зампред комитета Госдумы по защите конкуренции Сергей Лисовский. К тому же ближе к концу года у поставщиков могли просто закончиться контракты с сетями, и появилась возможность поднять цены. Продолжает Сергей Лисовский:
Сергей Лисовский зампред комитета Госдумы по защите конкуренции «Когда говорят, что неожиданно выросло мясо [в цене], надо еще понимать, что у нас в основном идет реализация через торговые сети, а торговые сети заключают договоры на определенные периоды: если договор на поставку мяса птицы был заключен с сельхозпроизводителем по такой-то цене, до окончания этого периода он не может поменять цену поставки. Хотя себестоимость и общая ситуация поменялись. Когда этот период заканчивается и вступает в силу новый договор поставки, скачком меняется стоимость мяса птицы».
Дорожает сейчас все. Это тоже аргумент производителей, поспорить с которым сложно. И в том числе удобная причина, чтобы поднимать цены и не отставать от конкурентов. За ценами не на курицу, но на фастфуд уже несколько лет следит экономический аналитик Сергей Филиппов. Он делает контрольную закупку с момента, как McDonald's стал «Вкусно — и точка»: на поднос кладет маленькую колу, чизбургер, средний картофель фри, соус и большой бургер. Вот как, по его наблюдениям, подорожал этот набор с марта 2022 года:
Сергей Филиппов экономический аналитик «По декабрьскому замеру очень сильно выросли цены. Самое маленькое подорожание у больших бургеров — 40-50%, притом что потребительская инфляция — 30%. Сопутствующие товары — напитки и закуски — выросли на две трети, а в случае с напитками почти в два раза».
Почти три года назад набор стоил Сергею 390 рублей, а сейчас обошелся ему в 603 рубля. Что примерно в два раза больше, чем общая накопленная инфляция за это время.